пятница, 5 декабря 2014 г.

FIRST FLIGHT



























Люди знают, что Air Jordan – это синоним слова «успех». Три десятилетия назад, когда Майкл впервые появился в кампусе Nike, даже он не мог предположить, что именно c этим словом будут олицетворять его имя. 

Если вы считаете себя поклонником Майкла, то вам просто необходимо послать Делорис Джордан благодарственное письмо или подарочную корзину с фруктами. Что-нибудь милое как минимум. Именно благодаря судьбоносному решению матери самого великого игрока в мире на свет появились Air Jordan One.



















Конечно, множество фрагментов этой мозаики должны были совпасть для того, чтобы Nike смогли подписать Джордана:  Сонни Ваккаро пытался продавить Фила Найта, рассказывая про парня из Северной Каролины, о котором тот практически ничего не знал; Adidas (бренд, в котором MJ играл в школе) приняли решение, что не будут предпринимать попыток подписать молодого защитника; Converse (бренд, в котором MJ играл в колледже) посчитали, что вкладывать деньги в следующее поколение слишком затратное дело, они и так уже потратили слишком много, подписав Меджика Джонсона и Ларри Берда. Летом 1984 года, не смотря на все выше перечисленное, самое большое влияние на своего сына оказала Делорис Джордан, призывая его перестать жить мечтами об Адидасе или Конверсе и отправиться в Бивертон на переговоры с представителями компании Nike.

Несколько месяцев спустя в Бивертоне, Сонни Ваккаро убедил руководство компании в том, что Джордан этот тот человек, от которого зависит будущее Nike. За предыдущее десятилетие Nike прочно закрепились в беге, но их попытки улучшить свои позиции в баскетболе все еще оставались безуспешными. Доминирование на рынке баскетбола становится главной целью компании.

Все кто присутствовал на встрече с Джорданом, имели свои обязанности. Но на Питера Мура была возложена главная задача – разработка именной модели. Он представил кроссовок в черно-красном цвете. Если верить книге Джека Маккалазмы «Команда мечты», то Джордан изначально невзлюбил эту расцветку, ссылаясь на то, что это «цвета дьявола». Сам силуэт несильно отличался от модели Nike Dunk: Swoosh, расположенный чуть ниже ассиметричной шнуровки и уходящий за заднюю часть кроссовка, пеноматериал для обеспечения поддержки и комфорта голеностопа и воздушная подушка Air в пяточной области для амортизации. Именно Мур придумал оригинальное лого «мяч-и-крылья» располагающееся на верхней части кроссовка в районе лодыжки. Если говорить о технологиях, то, конечно, первые кроссовки были далеки от инноваций, но можно с уверенностью сказать что они громко о себе заявили.

В то время Джордан был не уверен насчет кроссовок, но, в конце концов, принял предложение Nike, которое по некоторым данным включало в себя годовой контракт на 500 000 тысяч долларов, а так же процент с каждой проданной пары. Беспрецедентно высокое предложение в одночасье сделало баскетбол для Nike приоритетом номер один.

Если не считать нескольких появлений в редких Nike Air Ship, Джордан отыграл свой дебютный сезон ’84-85 в Air Jordan One, создав тем самым невообразимый скандал вокруг себя. Недавно избранный комиссар  НБА Дэвид Стерн выступил против «кричащих» цветов и запретил яркую расцветку. В то время все игроки играли исключительно в белых кроссовках. За первое появление Джордана в черно-красных кроссовках Чикагские Быки были оштрафованы на $1000, а за каждое последующие появление их штрафовали на $5000. Nike разглядели в этом возможность создания беспрецедентной рекламной кампании и с радостью заплатили по счетам. Они запустили на телевидение рекламу, в которой Джордан стоял с ухмылкой на лице, в то время как на экране появлялись черные прямоугольники, прикрывающие кроссовки, а голос за кадром произносил: «НБА не может запретить тебе носить их». Позже Nike создали белую, черную и красную версию кроссовок для того чтобы успокоить Стерна и лигу.


В течение своего дебютного сезона Джордан превратился в полномасштабную не вызывающую сомнений звезду. Впоследствии ажиотаж вокруг его кроссовок только рос. В Апреле 1985 года Air Jordan One появились на полках в магазинах. Их цена составляла $65. Это было безумие, которое мгновенно охватило Америку. Меньше чем через месяц было продано 450 000 пар, а доход Nike составил более $100 миллионов. Такого успеха компания никогда бы не достигла, если бы Долорис Джордан не помогла Майклу определить свои цели.

28 моделей спустя, не учитывая десятки неименных кроссовок выпущенных брендом Джордан, Air Jordan One остаются самыми популярными. В 1985 Nike выпустили большое количество всевозможных расцветок, большинство, из которых сейчас можно купить только на Ebay и обойдутся они в приличную сумму.

Впервые Air Jordan One переиздали в 1994 году в оригинальном цвете (черный/красный и белый/красный/черный). Второй раз они вышли на рынок только в 2001 году. На данный момент это самый продаваемый ретро релиз, обеспечивающий стабильную прибыль.

Все это кажется каким-то безумием, когда представляешь себе, как Ваккаро пытается убедить руководство Nike в том, что Джордан это тот, кто изменит представление о баскетболе. А затем это самое руководство уверяет скептически настроенного Майкла подписать контракт с Nike. Никто не мог предположить, что кроссовки в непопулярном цвете взбудоражат весь рынок США.

Однажды, давая интервью журналу «SLAM», Майкл сказал: «Все ненавидели их. Они говорили, что это самые уродливые кроссовки в мире. Но они изменили всю индустрию и с тех пор все пытаются наверстать упущенное».

3 комментария: